10 самых длинных романов
«В поисках утраченного времени» («À la recherche du temps perdu»)
Марсель Пруст, 1 267 069 слов / 3031 страница
Названный самым длинным произведением в Книге рекордов Гиннесса, шедевр Пруста состоит из семи романов, вместивших в себя более чем две тысячи персонажей. Лейтмотивом является тема непроизвольных воспоминаний, повторяющихся на протяжении всей жизни рассказчика — от детства к зрелости.
«Моя борьба» («Min Kamp»)
Карл Уве Кнаусгорд, 1 000 000 слов / 3600 страниц
Это не та знаменитая книга одного австрийца, страдавшего мегаломанией, а автобиографический шеститомник норвежского писателя Карла Уве Кнаусгорда, изданный в период с 2009 по 2011 год. Цикл завоевал огромную популярность благодаря непоколебимой честности и откровенным подробностям авторского рассказа об отношениях с друзьями, семье, о пошлости и унижениях в своей жизни — настолько откровенными, что у жены Кнаусгорда случился нервный срыв.
«Сон Цеттеля» («Zettels Traum»)
Арно Шмидт, 1 100 000 слов / 1536 страниц
Во время совместной работы с Гансом Волльшлегером над переводом произведений Эдгара Аллана По на немецкий язык у Арно Шмидта родилось желание написать роман, посвященный трудностям перевода Эдгара По на немецкий.
«Человек без свойств» («Der Mann ohne Eigenschaften»)
Роберт Музиль, 1774 страницы
Роман в трех книгах — “история идей”, разворачивающаяся в последние дни австро-венгерской монархии в 1913 году. В нем освещается целый спектр важных тем: истина и мнение, идеи и общество; во многом он предвосхищает проблемы, захлестнувшие Европу после 1918 года. К сожалению, текст не был закончен, так как Музиль умер, не успев придать повествованию соответствующий финал. Книга не принесла автору ни славы, ни удачи, несмотря на 13 потраченных лет.
«Миссия “Земля” («Mission Earth»)
Л. Рон Хаббард, 1 200 000 слов / 3992 страницы
Роман в десяти книгах, написанный основателем сайентологии Роном Хаббардом, — это специфический труд, позиционируемый как “сатирическое фантастическое приключение в далеком будущем”, но высмеянный критиками и даже запрещенный к печати в некоторых странах. Например, в городе Далтон (штат Джорджия, США) книгу пытались убрать из публичной библиотеки, утверждая, что в ней содержатся “повторяющиеся пассажи, наполненные хроническим мазохизмом, насилием над детьми, гомосексуализмом, черной магией, кровавыми убийствами и другими вещами, представляющими из себя антисоциальное извращенное антивсе”. Тем не менее все десять книг стали бестселлерами.
«Иосиф и его братья» («Joseph und seine Brüder»)
Томас Манн, 1492 страницы
Эпическая тетралогия была опубликована в середине войны, в 1943 году, в Швеции. Роман содержит пересказ известных событий книги Бытия — от Иакова до Иосифа, — взятых внутри исторического контекста Амарнского периода египетской истории (около 1300 года до н. э.). Над созданием четырех томов Томас Манн трудился 16 лет.
«Кларисса, или история молодой леди» («Clarissa, or, the History of a Young Lady»)
Сэмюэл Ричардсон, 984 870 слов / 1534 страницы
Пример эпистолярного романа, написанного в виде череды документов — писем и дневниковых записей. Этот том рассказывает трагическую историю девушки, семья которой чинила ей различные препятствия.
«Сын Понни» («Ponniyin Selvan»)
Калки Кришнамурти, 900 000 слов / 2400 страниц
Этот исторический роман рассказывает историю Раджараджы Чолы Первого — одного из королей династии Чола, правившего в X–XI веках. Создание романа заняло у Кришнамурти три года и шесть месяцев.
«Келидар» (کلیدر)
Махмуд Довлатабади, 950 000 слов / 2836 страниц
Этот знаменитый иранский роман повествует о жизни курдской семьи в иранском городе Себзеваре, где она сталкивается с враждебным отношением со стороны соседей; все это — в беспокойные для иранской политики годы после Второй мировой войны. Работа заняла у Довлатабади 15 лет.
«Артамен, или Великий Кир» («Artamène ou le Grand Cyrus»)
Мадлен де Скюдери, 2 100 000 слов / 13 095 страниц
Этот барочный роман XVII века представляет собой эпопею из десяти томов, в которые уместилось более двух миллионов слов. Авторство приписывали Жоржу Скюдери, но все же оно в большей степени принадлежит его сестре Мадлен. Это светский роман с ключом с бесконечными перипетиями, призванными сохранить сюжетную интригу. Несмотря на гигантскую длину, он был достаточно популярен в свое время.